Случай в аэропорту
Случилось это зимой 1993 года, недели за три до нового года. В то время я служил в Ангарском оперативном полку внутренних войск, в должности заместителя начальника штаба.
По разнарядке для нашей части предназначалась команда призывников в Кемеровском облвоенкомате, а учитывая то, что в то время мама моя жила в городе Кемерово, конечно эту командировку за молодым пополнением я зарезервировал за собой.
В качестве небольшого пояснения, оперативные части и соединения ВВ в соответствии с законом «О внутренних войсках..» имеют семь основных задач (определенных статьей 18 данного закона) посему наш полк кроме всего прочего находился в оперативном подчинении начальника ГУВД по Иркутской области ну а большинство офицеров имели на руках надлежащим образом оформленные удостоверения сотрудников милиции (это кроме удостоверения личности офицера). Вещевым имуществом наш полк снабжался по нормам частей ВДВ, кроме военнослужащих патрульного батальона (их одевали в милицейскую форму).
Так, что в командировку я летел одетый в зимний камуфляж тельняшку и с положенными капитану знаками различия.
Прибыв заранее в аэропорт Иркутска я мирно никого не задирая стоял возле столика в буфете, пил пиво из бутылки и ел пирожок. Пока я допью и доем терпеливо ждали: аэропортовская синявка (чтобы забрать пустую бутылку) и начальник патруля с двумя патрульными. Целью их ожидания скорее всего было желание узнать чем я буду мотивировать свое распитие слабоалкогольного напитка в общественном месте.
Теперь о патруле:
начальник - подполковник одет в хорошо пошитую шинель старого образца с голубыми летными петлицами, на лице написано служебное рвение (к чести начальника он дал мне спокойно доесть и допить и даже отдать пустую бутылку);
патрульные - два курсанта ИВАИУ.
Эта дружная троица подошла ко мне и подполковник вежливо предложил предъявить документы.
Что за черт меня дернул (наверно просто захотелось убить время до самолета), но я потребовал у подполковника в свою очередь, предъявить мне удостоверение на право комендантского досмотра. Сказать, что начальник патруля был озадачен это ничего не сказать. Я пояснил: «В соответствии с уставом гарнизонной и караульной службы вооруженных сил, начальнику гарнизонного патруля накануне заступления в наряд штабом воинской части вручается предписание, на основании которого военный комендант гарнизона выдает ему удостоверение на право патрулирования (в удостоверении указываются маршрут движения, время патрулирования и особые задания и т.д.). Откуда я знаю может вы ряженые и хотите завладеть моими документами?».
Начальник загрузился и почти завис.
Для тех кто не был в аэропорту Иркутска, здание аэропорта трех ярусное первый, второй и подвальный этажи. В тот период буфет располагался с правой стороны второго этажа возле лестницы, а помещение для отдыха военного патруля в подвальном этаже с левой стороны.
Начальник через какое-то время очнулся от ступора и отправил одного из курсантов в дежурку за удостоверением. Курсант третьего курса метнулся диким кабанчиком через три этажа туда и обратно и с чувством выполненного долга вручил подполковнику корочку оклеенную красным, внутри была вклеена бумажка с печатью и с текстом смысл которого гласил, что податель сего имеет право и т.д., но с оговоркой «...действительно по предъявлению удостоверения личности». Начальник патруля любезно предоставил мне возможность ознакомиться с этим чудом полиграфического искусства.
После прочтения я строго посмотрел на подполковника и потребовал «Ваше служебное удостоверение!»
Дальше как в последней сцене Ревизора, длительная пауза. Наконец на лице начальника патруля отразилась мысль: «Ну капитан сейчас я тебе все покажу, но потом....!», он расстегнул шинель, китель и карман рубашки, достал удостоверение с пятиконечной звездой на красной пластиковой обложке и вручил его мне с трудом сдерживая желание немедленно меня порвать.
Я спокойно, не торопясь изучил все страницы удостоверения личности офицера со всеми записями и особыми отметками, вернул его вместе с удостоверением на право патрулирования, сказал "спасибо" и достал из кармана удостоверение капитана милиции подписанное начальником ГУВД Иркутской области, и показал его в раскрытом виде начальнику патруля.
А дальше мне его стало даже жалко после фразы «Ну, что же вы? Сразу бы сказали!»
И пошли они, как крестьяне в Некрасовском парадном подъезде.
Мораль - сейчас когда я подполковник на военной пенсии мне немного совестно за свое поведение, более того если бы начальник патруля оказался более жестким я бы тогда не смеялся. Но что было то было.