Не мое. Очень понравилось :) Первые уроки… я подходил...
Не мое. Очень понравилось :)
Первые уроки… я подходил к кабинету… Именно так! Шёл… СтpaX…
Начало октября 1982 года… КАК я был напуган «историей» школы! «Школа рабочей молодёжи №…» Базовая школа академии педнаук СССР. Мурашки по коже! Я совсем не готовился быть учителем и, хотя провёл уже в должности учителя пару уроков в ПТУ, прикреплённом к этой школе, боялся САМОГО ГЛАВНОГО, рабочих классов!
Выпросил личные дела учащихся и до полуночи сидел (выносить нельзя!) в приёмной, изучая… Оказалось, что в первом моём классе я МЛАДШЕ всех… То есть я должен буду зайти в класс, где на мою старость в двадцать три года никто не обратит внимания!!!…
Предварительно я попросил, чтобы ключ от кабинета не давали никому (сам открою), но когда подходил, понял, что надо было дать! Я уворачивался и шёл между гигантами и гигантками, было крайне неудобно задевать всех своим пухлым коричневым портфелем и я чувствовал, как заливаюсь краской…
«Хи-хи» - сзади, это было самое «лёгкое», говорили посочнее и понецензурнее…
Я открыл кабинет № 11 и «взошёл» на кафедру… Через несколько секунд вслед за мной ломанулись так, что я тихо начал мысленно прикидывать – не пора ли писать завещание? Ещё и в туалет захотелось… НО… Я вдруг вспомнил свою любимую учительницу, которая обращалась к нам крайне странно: «Привет, турки!»…
В этот момент мне почему-то подумалось, что Суворов так мог их поприветствовать, когда в Измаил вошёл…
Вопли. Шум. И…
ПРИВЕТ, ТУРКИ!!!
Далее, наверное, единственное решение (воспоминание о военке, где очень долго формировали КОМАНДНЫЙ голос): «СЕСТЬ!!!»… Секунды текли и наступила страшная мне невероятная тишина: ОНИ смотрели на меня!!! Щуплый парнишка перед ВЗРОСЛЫМИ людьми…
И вдруг с третьей парты первого ряда УЧЕНИК (папа двух детей, старше меня на 8 лет!) осторожно, чтобы я не заметил, ДЁРНУЛ за волосы сзади УЧЕНИЦУ (у этой мамы было уже трое детей!) и низко наклонился (ЧТОБЫ УЧИТЕЛЬ не заметил!!!)… ДЕТИ...
И мне стало понятно: МЕСТО определяет поведение!!! Абсолютно взрослые, состоявшиеся люди, ведут себя как маленькие дети, оказываясь в этих условиях… Ах, господа создатели МХТ!!! Станиславский, епт…
- Иванов! – грозным, как мне казалось, голосом возопил я… - Перестаньте! В угол поставлю! – что меня нашло, не знаю, ведь это же были ВЗРОСЛЫЕ люди, работавшие на суперзакрытом военном предприятии…
И все ЗАТИХЛИ… И ТОГДА Я ПРОИЗНЁС ЛУЧШУЮ В СВОЕЙ ЖИЗНИ РЕЧЬ. Я говорил, что они, конечно, ВСЕ старше МЕНЯ, но не факт, что умнее, что физика наука им, как кажется, ненужная, но я ПОСТАРАЮСЬ ПЕРЕУБЕДИТЬ! И они будут её ЛЮБИТЬ! Они поверили…
Класс был полон, за последними партами сидели по-трое! И тишина… Вот тогда-то я понял главную педагогическую фишку: НЕ НАДО ВРАТЬ! Надо быть самим собой и… Ещё любить… Именно в тот момент я понял, что невероятно люблю их всех, кто ждёт от меня сейчас нового. Знаний. Поведения. Провала… Не важно. Они ждали… И я «рванул» к доске. Я ЗНАЛ, что СЕЙЧАС РАССКАЖУ…
Я рассказал им ПОЧЕМУ МНЕ НРАВИТСЯ ФИЗИКА, я не говорил это никому, кроме любимой, я рассказал, КАК и ПОЧЕМУ она развивается (со слов моего любимого завкафедрой), почему мне иногда обидно, что мои мысли не воспринимают так, КАК МНЕ ХОЧЕТСЯ. Я рассказал про свою теорию ВСЕЛЕННОЙ-бублика…
До сих пор у меня наворачиваются слёзы на глаза, когда я вспоминаю выпускные экзамены этих, самых лучших моих учеников… Иванов упал в обморок при дополнительном вопросе (мужик под сто кг и я ему по-плечо)… Задела его чем-то интерференция… Подружка его сделала ТАКОЙ реферат!!! И ещё, именно она была главным инициатором ночных наблюдений за звёздным небом (понимаю, что там был ещё какой-то интерес), где мы в два телескопа смотрели на луну (я ещё и астрономию вёл у них)…
Вокруг этого класса (и внутри) бурлила жизнь… И когда мне говорят, что фильм «Большая перемена» просто советская пропаганда… Увы, для Вас, те, кто не верит… Было… И песни под гитару тоже пели… И собирались. Кстати, приходилось в коридоре второго этажа школы столы накрывать – ВСЕ с семьями приходили…