Не совсем про Армию, но и не без участия оной....
Не совсем про Армию, но и не без участия оной.
Служивал я и в доблестной ГСВГ (Группа Советских Войск в Германии). Середина 80-х годов. С местом дислокации нашей части - повезло. Не какая-нить точка в лесочке - безвылазно два года за колючей проволокой. А самый центр городка. Не Берлин, конечно, но - Потсдам. Под Западным Берлином.
Увольнительных в принципе быть не могло - передний край социалистического лагеря, все-таки! (бдительность, боеспособность, боеготовность, и все такое…) Но… в виде исключения, для поощрения отличившихся и ради повышения такого-то уровня выполняющих священный долг по охране и обороне переднего края… Были что-то типа экскурсий… Дворец Сан-Сусси там, Сицилиенхоф, Музей Армии ихний (средневековой армии, точнее), Фильм-музеум им.киностудии ДЕФА (была такая в ГДР - про индейцев снимала). Красота!… Типа приобщали к культуре немецкого народа с немереной историей. :)
Устраивали это, в основном немецкие же товарищи. За что? Для тех, кто помнит те времена глухого застоя - глупый вопрос. А для тех, кто не помнит, или не может помнить, - а фиг их знает! Когда - просто из-за какого-нить ихнего или нашего партийного праздника. Когда - ради совместной даты или события. А когда и - наши солдатики зарабатывали такое право на местных колхозах… Картофельные Опупеи с привлечением солдат, думаете только в Союзе проводились? ;)
Однажды "немецкие шефы" расщедрились, даже выкупили автобус на день, и свозили в Оренбург. Не в наш - в ихний Оренбург, как произносится ими. Пишется Ораниенбург. В концлагерь Заксенхаузен. Тоже мне - отдых в концлагере. ;) Но для зольдатена - все радость разнообразия, чем в части после утреннего развода имитировать выполнение поставленной задачи с унылой рожей, с тоскливым ожиданием обеда…
Не думайте, что служба была как мед. Речь пока вообще не о службе, а о ментальности, если хотите. И нашей, и ихней.
Это все было вступление.
Дружба, фрейндшафт, враг не спит, и все такое…
А сейчас - короткая тогдашняя реалия в описанных декорациях.
Концлагерь Заксенхаузен. Наш экскурсовод почти бегом, быстренько отбарабанил по-русски свой номер выступления и исчез, оставив нас. Сопровождающий офицер назначил старшого из сержантов-дембелей, и тоже свалил куда-то в гаштет, пить пиво. Не забыл дать приказ - меньше чем по 100 не разбегаться. Дембиль-пофигист оставляет нас, радостных, некоторое время погулять "на воле", - в пределах концлагеря, - исчезает вслед за офицером. :) Дает лишь команду - кучковаться вокруг тех, кто с часами - мол, не дай бог к автобусу опоздаете…
Ну короче - ходим, глазеем, заходим в крематорий, подходим к пресловутым печкам. Стоит группа, базарит гид-переводчик. Англоязычная группа. Из зажравшегося благополучия. Судя по школьно-пенсионному возрасту и по количеству негров - американская. Восточно-немецкий гид явно выворачивается, чтоб гости прониклись его речами про ужасы труда и быта, про дикую практичность гадов-фашистов, которые даже из трупов выгоду делали.
Тут один из америкосов, седовласый дедок, глядя на стенд с 2-метровой фоткой, изображающей открытое жерло той самой печки, с остатками неразвалившегося скелетора…
Прости, господи, за фамильярность - толи еще будет :)
…Ну так вот… дедок этот тычет пальцем и в дверцу печки, типа - там до сих пор скелетор представлен или как?…
Ну, гид, не выходя из роли, говорит что-то - ноу, но глянуть можно! И открывает немаленькую дверцу печки крематория - битте-шен!
Печь пуста и по-немецки чиста. Это не удивляет никого. Но все пялятся на внутреннюю сторону дверцы. Надпись на чугунной поверхности без краски (это ж какое усилие надо!) Вроде пристойно все. Но… Некоторое замешательство в стройных солдатских рядах. Буржуи ведь - вот они, рядом! Не уронить честь и прочее…
Среди буржуев - тоже некоторое легкое волнение! Шепчутся. Многие врубаются, что надпись явно не по-немецки. Не обидеть бы ораторские чувства гида-ганса-фрица. Гид и не знает, как реагировать. Ругать кого или плакать? Ведь рядом - группа зовьЕтише зольдАтен!…
Немая сцена а-ля "Ревизор". Все три вражеских (бывших и нынешних) стороны косятся друг на друга… На дверце метровой ширины изнутри крематорной печи нацарапано по-русски: "Васек и Жека были тута"… :)
У всех каменные лица. Шаткая тишина. У многих желваки на скулах сводит - видно что, якобы, никому не смешно. А гид… Немец при обмороке. Ему, видно "не-смешнее" всех. Чуть ли не международный скандал, а ему светят - застенки, штази в сером…
Ситуацию разряжает тот самый веселый дедок американьский. Явно ветеран всех войн первой половины 20-го века. :)
Глянул на послание в будущее, написанное кириллицей. И тычет в стенд, на фотку скелета. И произносит, прискорбно обращаясь к нам: "Ит-с Васья?" :)…
Громче всех смеялся гид-переводчик. Видимо - нервы…
В крематорий валом повалил народ с улицы… Так в балаган на смех обычно сбегаются… И смех, и грех… :)
P.S. …А в Союзе тогда бушевала антиалкогольная кампания. КПСС боролась с народом за здоровье оного. А в ГДР - водка и пиво чуть ли не за копейки. На каждом углу… :) Перестройкой и не пахло пока…
А дверцу, говорят, заварили потом (хотя как можно заварить ломкий чугун?) Не знаю, проверить сварку так и не довелось…