Наш школьный учитель географии Николай Агафонович до...
Наш школьный учитель географии Николай Агафонович до того, как отправиться на пенсию и устроиться в школу учить нас, оболтусов, был геологом-полярником. Часто рассказывал интересные истории о работе в тех суровых краях. Перескажу один эпизод.
70-е года. GPS, а тем более ГЛОНАСС, тогда были только в проекте. Для навигации курсирующих в заполярье судов и самолётов применялись наземные радиомаяки. Посреди тундры были установлены небольшие будки с передатчиком и антенной. Необитаемые, неохраняемые, необслуживаемые. Источником электричества там служил небольшой ядерный реактор. Каков принцип работы, Николай Агафонович мне ответить не смог, сказал, он геолог, а не физик, но я догадываюсь, что там простое термоэлектрическое преобразование, без всяких турбин, систем охлаждения и т.п. Такую штуку один раз поставишь, и лет на тридцать про неё забыл, она автономно работает.
Но как-то раз она сама напомнила о себе – с одного из маяков пропал сигнал. Пилот это конечно обнаружил (в те времена они постоянно патрулировали, чтобы вражеский шпион не нарушал границ Великого и Могучего). Из Москвы в Сургут прилетает группа инженеров, их на вертолёте доставляют до ближайшей заполярной метеобазы. Дальше вертолёт лететь не может, ветер, метель, как говорят пилоты, «видимость под нуль». Затем несколько десятков километров на снегоходах по заснеженной пустыне. В сопровождение инженерам дали двух геологов, одним из которых был наш учитель.
Прибыли на объект. Люк сорван, реактор разорён, топливные элементы отсутствуют. Следов никаких, пока добирались, всё занесло снегом. Дозиметр в этом месте показывает хоть и совместимые с жизнью, но всё-таки большие микрорентгены. Аврал. Экспедиция по рации сообщает о происшествии, разворачивается и возвращается на базу. Тут же, несмотря на нелётную погоду, поднимаются в воздух вертолёты, и начинают на бреющем полёте «прочёсывать» тайгу в поисках похитителей элементов реактора.
Стойбище чукчей-кочевников обнаружили достаточно быстро. На все вопросы ответ один: «Командир, не ругайся, железка в тундре в домике нашли, в вода железка положил, вода всегда тёплый, в чуме тепло, дрова не надо, огонь не надо, железка сама греет».
Эх, если бы они знали, что это за «железки»...
Топливные элементы реактора у них, естественно, изъяли прибывшие по вызову люди в костюмах радиационной защиты. Вот только чукчей очень жалко, по словам нашего географа, бОльшая часть из этих невинных людей, нашедших на своей собственной холодной земле источник тепла, погибла от «лучевой болезни».